В мастерской за работой
В мастерской за работой...
Известный художник о настоящем и будущем казахстанского искусства
Мастерская художника Ерболата Толепбая – что-то вроде небольшой галереи. В зале, залитом светом, притягивают к себе, вводят в волшебное состояние великолепные картины.
Написанная 30 лет назад «Молодость художника» уносит в другое измерение, загадочная женщина на качелях напоминает об одиночестве, таинственный гармонист наводит на мысли о вечном...
биографическая справка
Ерболат Толепбай – заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии РК, академик Академии художеств России, Чехии, Кыргызстана. Кавалер ордена Франции за заслуги в культуре и лауреат многих международных премий. За выдающиеся заслуги в искусстве награжден в Брюсселе высокой наградой «Eurounion», в Праге медалью Масарика, в Каире, Мадриде – специальными премиями. Выставлялся в 38 странах мира. В 1999 году первым среди казахов провел выставку в Государственной Третьяковской галерее.
ЛИТЕР-Неделя: Раньше на вопрос: «Почему вы за пятнадцать лет не устроили ни одной выставки на родине?» – вы отвечали: «Зачем петь, когда нет слушателя?». Однако недавно вы провели выставку в Астане…
Е.Т.: В цивилизованном мире есть одно очень почитаемое, прекрасное слово, пишущееся с большой буквы – «Автор». Авторы есть в любом деле. В производстве столов, электротехники, в космосе, в проложении подземных труб. А вот для казахского народа это слово ничего не значит. Это один из символов нашей отсталости. К Автору нет даже почтения.
Живопись – авторское искусство. Я – автор тысячи картин... Но у нас считают: если пишет картины, так это для себя. Пусть продает, зарабатывает. Не у нас – так за границей заплатят. Надо понять, что с такими куцыми, недалекими мыслями трудно способствовать расцвету страны.
В нашем ауле жил глухой парень по имени Тюймебай. Когда он под вечер лихо играл на аккордеоне, мы, забыв обо всем на свете, затаив дыхание, зачарованно слушали музыку... Но стоило ему прекратить играть, мы его пинали. Вот так смотрят на искусство в том числе художника в нашем обществе.
ЛИТЕР-Неделя: Неужели за эти 15 лет общественный взгляд на искусство не изменился?
Е.Т.: После 2000 года все резко изменилось в худшую сторону. Не могу назвать конкретную причину. Я же многие годы жил за границей. Но возможно, просто рынок перенасытился. Коллекционеры купили все, что им нужно. Кроме того, порвалась связь между художником и обществом. Я один из тех, кто был против Советского Союза. Однако в то время деятели искусства чувствовали заботу. После того как наше государство получило суверенитет, эта политика не нашла продолжения.
Во Франции проблему живописи и архитектуры решили 500–800 лет назад. Их музеи полны картин, некуда ставить скульптуры. В Париже – полторы тысячи музеев, полмиллиона разных памятников и скульптур. Еще 100–500 лет назад там были воздвигнуты великолепные дворцы и музеи. А в наших музеях нет даже карандашных или акварельных набросков таких великих художников, как Пикассо, Дали, Тициан, Модильяни! Выходит, для созерцания великих шедевров нам нужно всей семьей ехать в Париж? Или казахам нельзя их видеть?
ЛИТЕР-Неделя: А ваши картины? Они есть в казахстанских музеях?
Е.Т.: В советское время около 30 моих картин были куплены кастеевским музеем. За годы суверенного существования задешево были куплены мои не самые лучшие творения. У государства нет потребности в больших, значительных произведениях. Зато миллиардные средства, выделяемые Министерству культуры, расходуются на всякие государственные празднества или гала-концерты. Наше государство до сих пор не приблизило к себе ни одного художника, поэта, писателя или композитора. У нас нет «прописки» в Министерстве культуры. Чиновники от культуры отделили нас от государства, бросили на произвол судьбы. Зато уделяют огромное внимание зарубежным певцам и голливудским звездам, расходуют на них миллионные гонорары. Я считаю, что такая политика работает не на развитие культуры, а против нее.
ЛИТЕР-Неделя: Но существуют же творческие союзы?
Е.Т.: Это союзы, убивающие творцов.
ЛИТЕР-Неделя: Но нельзя ли через эти союзы лоббировать ваши интересы?
Е.Т.: У нас есть союз художников как союз собаководов или любителей экзотических птиц. А государство – это большая машина. Если бы государство подчинялось союзам, опиралось на их мнение, разве оно было бы государством? Творческие союзы – остатки старой советской системы. Посредством этих союзов было легко держать в узде художников, писателей, композиторов, периодически натравливая их друг на друга... Сейчас первым делом надо создать гуманитарный совет или фонд с участием руководителей самых крупных компаний в нашей стране и руководителей правительства, где они должны принять великую хартию по поддержке культуры и скрепить ее своими подписями. Каждая компания в своем годовом бюджете должна предусмотреть расходы для развития казахстанской культуры и поддержки творческой интеллигенции.
Вместе с тем размер Государственной премии не должен быть менее 1 миллиона долларов США. Лауреат премии должен иметь возможность для покупки в Алматы или Астане 4–5-комнатной квартиры.
ЛИТЕР-Неделя: Вы – один из лауреатов Государственной премии…
Е.Т.: Мне ее не хватило даже на то, чтобы обмыть сам факт ее получения.
ЛИТЕР-Неделя: Сейчас художник в первую очередь считается с запросами потребителя, не стремится воспитать у него вкус, а сам опускается до уровня толпы…
Е.Т.: Я уважаю таких музыкантов, как Айман Мусаходжаева, Жания Аубакирова, Гаухар Мырзабекова, таких выдающихся исполнителей, как Роза Рымбаева, Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, других артистов эстрады и театра. Но они лишь исполнители!
В живописи есть понятие «копиисты». Они всю жизнь могут копировать одно произведение. Исполнители стоят примерно на том же уровне. Есть уровень на много планок выше, это – созидатели, авторы произведений. Бывают творцы, которые пишут свое произведение от всей души, на последнем дыхании. Как говорил Ницше, «пишут свои тексты кровью».
И власть, и общество используют исполнителей только для своего досуга, для развлечения. А у творцов – совсем другая миссия. Она сродни религиозной – воспитывать людей, направлять их, прививать им вкусы. Казахские Шопены, Вивальди, Бетховены должны потрясти этот мир.
ЛИТЕР-Неделя: Вы провели свои выставки в 38 странах мира. Видимо, были те, кто вас поддерживал?
Е.Т.: Я не могу сказать, что эти страны так и ждали моего прихода. Но я сумел войти к ним. Войти без стука, разрешения, взяток. Однако именно в то время я понял, как мало людей, поддерживающих меня.
ЛИТЕР-Неделя: Сейчас многие занимаются арт-бизнесом. Творческие люди по заказу пишут песни, стихи, картины. Как вы относитесь к такому бизнесу от искусства?
Е.Т.: Искусство бывает двух видов – профессиональное и любительское. Еще оно подразделяется на заказное и искусство для искусства. В мировой истории встречались художники, прославившиеся благодаря выполнению большого заказа. Но великими художниками они стали оттого, что писали на общечеловеческие темы. В казахском изобразительном искусстве эта тема даже близко не намечена, она все еще «спит». У нас так и не появился руководитель культуры, который на уровне госзаказа поддержал бы такую благородную тему – тему поиска путей духовного развития человечества.
ЛИТЕР-Неделя: Поговаривают, что вы – любимый художник президента…
Е.Т.: Я рад, если меня считают «человеком» Назарбаева. Во-первых, он – большой политик. Я считаю его самым известным казахом за всю историю нашего народа. Кто из наших предков смог вот так прославиться на весь мир? Даже наши соседи, кыргызы и узбеки, не знают наших ханов-султанов. Что же касается свершений Назарбаева в политике или экономике – это не мое дело.
Когда-то среди 30 деятелей искусства и культуры я получил квартиру. Однако не могу сказать, что Назарбаев дал мне высокое звание, должность, деньги или помог в организации выставки. Чай вместе с ним не пил. И все же я его очень уважаю. Ибо я должен быть выше политики. Многие известные политики – мои друзья. Среди них есть и правые, и левые. Человеку искусства нельзя быть ангажированным или тенденциозным.
ЛИТЕР-Неделя: Хорошо, творцу не пристало быть политиком, но он же не может оставаться равнодушным к проблемам, обсуждающимся в обществе. К примеру, Вахтанг Кикабидзе – прекрасный артист. Но когда мы были в Грузии, заметили, что он не прощает власти ни одной ошибки, остро критикуя ее за промахи.
Е.Т.: Это очень хорошо. Однако на деле эти советчики не могут сладить даже со своей семьей. Так, если они не проявили себя в малом, что они могут сказать с трибуны, кроме голых лозунгов и призывов? Куда могут завести такие «вожди»?
ЛИТЕР-Неделя: Я имею в виду не вождизм, а стремление повлиять на власть.
Е.Т.: Но это не так просто. Если я критикую социальные язвы страны, я должен знать и пути их излечения. Если я критикую финансовую систему, я должен быть сильным финансистом, у меня должно быть соответствующее образование. А то крикунов у нас хватает.
ЛИТЕР-Неделя: В таком случае, чем должны заниматься творческие люди?
Е.Т.: Творцы должны творить. Искусство – это предостережение о том, что не надо повторять плохого. К сожалению, в истории падишахи и ханы повторяют одни и те же ошибки. Поэтому история человечества – это один шаг вперед и два шага назад. И криками тут не поможешь. Это не суть сострадания. Пусть каждый занимается своим делом. Тогда и пойдут реальные подвижки.
Сейчас со страниц газет и журналов начисто исчезло слово «кумир». Выходит, у нас нет ни писателей, ни поэтов, ни художников, ни критиков, ни философов, ни спортсменов – все они сплошные ничтожества? Выходит, что весь наш народ состоит из бездарей? А вот выдумывать никогда не существовавших в истории батыров мы не ленимся. Не лучше ли чтить спортсменов, художников и писателей, появившихся здесь и сейчас, на наших глазах и в нашей стране?