Президент Академии искусств EuroUnion Мирослав Кливер вручает орден
Президент Академии искусств EuroUnion Мирослав Кливер вручает орден...
Выставка казахстанского художника на престижной европейской арт-площадке
Творчество художника Ерболата Толепбая уже давно по достоинству оценено его современниками. Причем не только на родине, где ему присвоены Государственная премия и звание заслуженного деятеля искусств, а меценаты присудили “Платиновый Тарлан”. Академии искусств России, Чехии, Кыргызстана приняли его в свои члены, французы сделали кавалером Ордена искусства и литературы.
На языке мирового искусства
Можно еще долго перечислять премии и награды от различных международных ассоциаций. Но для Толепбая это отнюдь не повод почивать на лаврах. Он активно работает и столь же активно делится плодами своих трудов со зрителями. В декабре прошлого года прошла его крупная персональная экспозиция в музее им. Менахема Бегина в Иерусалиме. И вот новый масштабный проект: 9 февраля на престижной европейской арт-площадке – в венском Доме искусств – открылась его персональная выставка Discrepancy, на которой представлены около 70 полотен.
Начало творческого пути художника относится к периоду, который известный казахстанский искусствовед Баян Барманкулова характеризует как “время, связанное не только с утверждением национального героя и поиском сугубо национального языка живописи, но и выходом к типическому образу человека и мировым языковым системам”. Возможно, поэтому выставки Толепбая за рубежом пользуются неизменным успехом. Ведь проблемы, о которых посредством языка живописи говорит художник, никогда не являются “местечковыми”. Они близки и понятны каждому человеку. К тому же Толепбай не раз отмечал, что творческой “подпиткой” для него является классика – от эпохи Возрождения до современности. И он всегда – где-то подсознательно, где-то целенаправленно – пытался соединить в своих полотнах мировые художественно-эстетические системы с казахским эпосом, историей, фольклором, бытом. Даже написал книгу, в которой постарался отразить важность европейского классического “багажа” для обогащения казахской живописи. Поэтому неискушенный зритель наслаждается в его произведениях авторской интерпретацией образов казахских степных просторов, женщин, взбивающих кумыс, девушек-красавиц на скакунах. А тонкий ценитель ощущает в творчестве Толепбая продолжение традиций сюрреалистов, в частности, Сальвадора Дали. Недаром на выставке в честь столетия этого признанного гения в Париже вместе с работами самого Дали в экспозиции присутствовали и произведения казахстанца Толепбая.
Впрочем, доминирующую роль в живописи Толепбая играет кочевая культура. Это взгляд исконного номада, творчески осмысливающего и интерпретирующего современное мироустройство. Опора на традиции нации, на истоки мировоззрения казахов гармонично соединяется с модернистскими тенденциями. В то же время художник давно нашел и последовательно воплощает свой собственный живописный стиль, одна из особенностей которого – гипертрофированность цвета. При колористическом построении полотен Ерболат Толепбай использует неожиданные цветовые акценты, смелые сочетания локальных фона и пятен, достигая драматической напряженности в контрастном объединении основного цвета со спокойными нежными тональными переходами. И эта, казалось бы, абстрактная цветовая мозаика неожиданно преобразуется в сюжетное повествование. Все направлено на создание иной, параллельной живописной реальности, где цвет обуславливает состояния, ощущения, чувства, раскрывает взаимоотношения. Уходя в этой особой реальности от прямой трактовки привычных ситуаций и образов, Ерболат наделяет их символическими свойствами и подтекстами.
Характерной особенностью персонажей художника является их абстрагированность от внешнего мира, абсолютная погруженность в себя, даже если они объединены общим действием. Попытка проникновения в подсознание, являющееся для него основным источником поступков, мыслей и мотиваций, обуславливает состояние самосозерцательности героев картин Толепбая. Человеческое сознание, воспринимая целостность мира, не концентрируется на мелочах – по такому же принципу автор создает свою живопись: ухватывая и передавая лишь главное, основное, существенное. Это стремление “познать самого себя” является в каком-то смысле автопортретным для автора, поскольку через постижение своей сущности он стремится познать человечество, постичь единство мира во всех проявлениях.
“Несоответствия”
Свои последние выставочные проекты художник с завидным постоянством называет одним словом “Несоответствия” (Discrepancies). “Мы постоянно сталкиваемся с тем, что многие вещи не соответствуют нашим ожиданиям. Недоверие, несогласие, непонимание присутствуют в каждом, но мы о них не говорим, скрываем друг от друга и в семье, и среди друзей, и на работе. Эти нюансы я и стремлюсь отразить в своих картинах”, – объясняет такое название сам Толепбай.
Поэтому даже в произведениях, посвященных традиционному национальному быту, не ощущается умиротворенности “золотого века”, который так любят изображать многие казахские художники. Хотя, казалось бы, герои те же. Сидят за рукоделием и неспешной беседой женщины. Мать поет колыбельную малышу. Девушка на верблюде медленно едет по степи на фоне гор. Но напряженность колористической гаммы, ее изысканная декоративность раскрывают скрытые чувства и эмоции персонажей. Отображая мимолетные мгновения жизни, художник стремится уловить и передать вечное. Непреходящие в своей ценности состояния – любовь, борьба добра и зла, поиск утраченной связи человека с природой и космосом, связь эпох и неизбежность течения времени.
Еще большим внутренним драматизмом наполнены жанровые произведения. “Разговор о несогласии”, “Скандал”, “Разногласие”, серия “Запутанность” – эти темы, к которым редко обращаются современные отечественные мастера, беспокоят Толепбая своей актуальностью непреходящих человеческих страстей. По стилю изображения иногда это практически абстрактные полотна, в которых объекты лишь угадываются зрителем, как, например, в произведении “Брошенный дом”. Или же – бытовые жанровые сцены с множеством деталей, такие как “Клевета”. “В моих произведениях присутствует фигуративный жанр, и чаще всего он подразумевает простых людей – моих современников, которые просто живут, работают, воспитывают детей. Эта простая жизнь вокруг меня и есть та самая муза, которая вдохновляет меня на создание того, что вы можете увидеть на моих вернисажах”, – отмечает Ерболат Толепбай.
И действительно, художник не пишет пейзажей или натюрмортов. Герой его полотен – человек, переполненный чувствами, эмоциями, страстями – как яркими и динамичными, так нежными и лиричными. Толепбай стремится отразить его внутреннюю сущность, уловить и передать состояния, которые возникают в процессе его постоянного взаимодействия с другими людьми. Но для выражения подобных явлений язык реалистической трактовки неприемлем своей чрезмерной прямотой. И как результат – отсутствие деталей, стилизация, условность, то есть стремление уйти от прямого, дословного, буквального цитирования окружающей действительности, избегая при этом полного отрыва от нее. В произведениях художника есть действие при отсутствии конкретики, движение в них застывает в полной статике, а персонажи и предметы, утрачивая связь с реальностью, трансформируются в абстрактные формы.
Впрочем, в таких работах как “Седьмое небо”, кажется, еще чуть-чуть – и художник перейдет к реалистической живописи. Вот и домик уже имеет четкие очертания, и девочка, “взлетающая” в прыжке через скакалку, наделена конкретными чертами. Но ее парение над землей, задумчивый, погруженный в себя взгляд говорят зрителю ничуть не больше, чем написанный в полуабстрактной манере образ красавиц в работе “Три грации”. В обоих полотнах героини “парят” над временем и пространством, призывая зрителя хоть на секунду задуматься о сакральном смысле бытия, о событиях прошлого и настоящего. Недаром же художник искренне считает, что творец сродни пророку: предостерегает своим искусством от всего плохого и негативного.
Даже сильным нужна поддержка
Удивительно, но, проведя персональную экспозицию в Государственном музее имени Кастеева в 1995 году, художник затем пятнадцать лет не выставлялся на родине. За это время выставки его картин прошли во Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Египте. Он стал первым казахстанским художником, устроившим персональную выставку в Третьяковской галерее в Москве в 1999 году.
Но сколько бы ни жил Толепбай за границей, сколько бы международных проектов ни организовывал, он всегда считал, что только родная земля может помочь художнику в поиске истины. “Возвращение” мастера прошло триумфально. Только в 2010 году состоялись две его выставки в столице республики: сначала в престижной галере Has Sanat, а затем – в Президентском центре культуры. “В том, что я так долго не выставлял картины в Казахстане, не было никакой политической подоплеки. В своих творческих исканиях я был ориентирован на Запад, хотел, чтобы в мире знали о нашем профессиональном искусстве, о том, что есть у нас хорошие художники и особая культура”, – отметил тогда Ерболат Толепбай. И тем не менее, давая интервью отечественным изданиям, он не раз отмечал, что интерес казахстанцев к искусству, к сожалению, совсем невелик. Волна коллекционеров, возникшая в 1990-е, уже сформировала коллекции, а новое поколение бизнесменов не ставит в число приоритетов поддержку отечественных творцов. Ограниченное финансирование на пополнение коллекций вынуждает государственные музеи покупать далеко не самые лучшие произведения современных художников. А выставки даже самых выдающихся мастеров, активно творящих в наши дни, – всегда лишь инициатива самих авторов.
Поэтому Ерболат Толепбай не перестает говорить о необходимости целенаправленной поддержки отечественного искусства государством и крупными компаниями, о важности создания гуманитарных советов или фондов с их участием, о повышении расходов на развитие казахстанской культуры и внимании к творческой интеллигенции. А параллельно – пропагандирует казахстанское искусство за рубежом. И сам факт экспонирования казахстанского искусства на одной из престижнейших арт-площадок Европы – уже бесспорный повод для гордости.
Екатерина РЕЗНИКОВА,
кандидат искусствоведения
Источник: Central Asia Monitor