Ануарбек Накисбеков, Ерболат Толепбай, Магауия Аманжолов, Олжас Сулейменов
Ануарбек Накисбеков, Ерболат Толепбай, Магауия Аманжолов, Олжас Сулейменов...
Вчера в Венском доме искусств открылась персональная выставка известного казахстанского художника, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля РК Ерболата Толепбая. Европейский зритель увидит около 70 полотен, написанных за последние девять лет.
В искусство Казахстана он вошел в середине 70-х годов и сразу привлек внимание критиков и зрителей нетрадиционным подходом к искусству и острой социальной проблематикой своих произведений. В числе первых стал работать в новаторском стиле, соединяя европейскую традицию живописи с восточным колоритом. По сути, Ерболат Толепбай стоял у истоков казахстанского сюрреализма. Он был первым казахстанским художником, чья выставка с успехом прошла в Государственной Третьяковской галерее в 1999-м. Он провел более 40 выставок в разных странах мира, имеет ряд значимых международных наград и высоких званий.
Художник не может создавать искусство вне современной действительности, поскольку сам является ее неотъемлемой частью. По воспоминаниям Ерболата Толепбая, на одной из современных европейских картин, виденных им за рубежом, был изображен художник за работой. Он находился под стеклянным колпаком, защищающим от ужасов действительности – зла, агрессии, насилия, войны. Такая трактовка абсолютно невозможна в контексте современности. Оттого в картинах Толепбая главным действующим лицом становится Жизнь со множеством «Несоответствий» (так называется ряд его персональных выставок).
Сам художник объясняет название так: «Мы постоянно сталкиваемся с тем, что многие вещи не соответствуют нашим ожиданиям. Недоверие, несогласие, непонимание присутствуют в каждом, но мы о них не говорим, скрываем друг от друга в семье и в кругу друзей, на работе. Эти нюансы я отразил в своих картинах».
Изображая своих героев и их взаимоотношения, Толепбай всегда опирается на Жизнь – обычную, повседневную, состоящую из мгновений. При этом в мимолетностях бытия художник стремится уловить и передать вечное, непреходящее – любовь к женщине, материнскую нежность, трепетное отношение к земле и народу. Атмосфера уюта казахской юрты или внутренний напряженный драматизм конфликтной ситуации раскрываются автором с одинаковой легкостью и непосредственностью. Ерболат говорит: «Мастерство состоит в умении говорить о главном и насущном просто, естественно и художественно».
Персонажи на полотнах художника испытывают те же эмоции, что и творец, взрослеют и становятся мудрее вместе с ним. Характерной их особенностью является абсолютная погруженность в себя, абстрагированность от внешнего мира, даже если они объединены общим действием. Поэтому очень часто глаза изображенных на картинах людей закрыты или намечены условно (не случайно критики проводят аналогию между произведениями Толепбая и портретами Модильяни). Детализация, по мнению автора, мешает уловить основную суть происходящего. Художник стремится вовлечь зрителя в мир своих картин, призывает проникнуться происходящим на полотне действием: «Я обязательно оставляю все в несколько незавершенном виде, потому что зритель сам должен дописать картину. Дофантазировать не только сюжет, но и цвет глаз, выражение лиц персонажей».
Человеческое сознание, воспринимая целостность мира, не концентрируется на мелочах. По такому же принципу автор создает свою живопись – ухватывая и передавая лишь главное, основное, существенное. Через постижение своей сущности он стремится познать человечество, единство мира во всех проявлениях. Не столько в физическом, сколько в философском аспекте – своего назначения и призвания, вечных поисков ответа на вопросы о месте и роли человека в мирозданье… Впрочем, до сих пор не находящих однозначных ответов. Творчество и религия – сферы, которые максимально приближают человека к постижению истины. «После религии искусство – та сила, которая способна напомнить современнику, что он – человек. Основная задача художника – точно и правильно выбрать поток воздействия», – считает художник.
В период становления для Толепбая образцом и примером была классическая живопись, начиная с эпохи Возрождения, а также многому он научился у своего старшего брата – известного казахстанского живописца Токболата Тогысбаева. Но характерной особенностью творчества самого Ерболата стали напряженный поиск и тяга к эксперименту. Живописец говорит об этом так: «Однообразие – не для меня. Если нет творческого процесса, считайте, что нет и самого художника. Повтор тоже не для меня».
Ранние повествовательные сюрреалистические композиции строятся на внутреннем противопоставлении и конфликте – как в пределах индивидуума, так и общества в целом. В цветопластических решениях более позднего периода больше проявляется тяготение к абстракции и декоративности в цвете, которые также выражают внутреннюю борьбу, происходящую в каждом из нас.
Приемы, направленные на раскрытие темы несоответствий, тоже основаны на противоречиях и противопоставлениях. В живописи Ерболата Толепбая прослеживается симбиоз Востока и Запада, традиций и инноваций, фигуратива и абстракции. Постоянный поиск точек соприкосновения этих противоположностей направлен на достижение гармонии. Художник стремится уловить и отобразить в живописи не видимое, но ощущаемое, чувственное, метафизическое. Для выражения подобных явлений реалистический язык неприемлем из-за своей чрезмерной прямоты. И здесь на помощь приходит цвет – яркий, сочный, переливающийся, светоносный. Толепбай так размышляет о цвете: «За красками скрывается мысль. Я думаю, что их сочетание внешне должно быть очень эффектно, а весь драматизм – уходить вглубь. Если я выражу идею прямо, она, на мой взгляд, потеряет смысл. Как любой человек, идеи всегда скрыты, они не лежат на поверхности».
Это и есть главная магия, таинство живописи, где цвет является основным художественным средством, выражая не только соотношения света и тени, но раскрывая эмоциональный, духовный строй полотна. Концепцию творчества Ерболата точно выражает его собственное высказывание: «Уповая на природу, на человека, мы все в первую очередь ищем в живописи не просто возможность передать чувства и ощущения, но прежде всего свою собственную, добытую путем страстных и мучительных раздумий, мысль об этом мире».
Екатерина РЕЗНИКОВА,
кандидат искусствоведения
Источник: Казахстанская правда