РУ EN

Несоответствия

Несоответствия

Несоответствия… Конфликты и противоречия, расхождения ожиданий и свершений пронизывают привычное течение жизни. Жизни, которая является главным объектом творческого исследования в живописи Ерболата Толепбая.

Художник родился и вырос в советское время, когда многие стремились жить в другом мире – менее унифицированном, более свободном. Времена меняются, мечты сбываются, но человек был и остается в состоянии постоянного конфликта несоответствий, ситуации тщетных ожиданий. Сообщество, функционирующее как единый организм – иллюзия, поскольку образовано совокупностью индивидуальностей. В привычную размеренность повседневности непременно вторгаются различные эмоциональные диссонансы – недоверие, несогласие, непонимание, которые зачастую подавляются, концентрируясь в глубине души.

Для выражения этих внутренних противоречий, неизбежных в человеческом сообществе, автор объединяет в своем творчестве противоположные, почти взаимоисключающие черты. В живописи Ерболата Толепбая прослеживается симбиоз Востока и Запада, традиций и инноваций, фигуратива и абстракции, повествовательности и бессюжетности. В постоянном поиске точек соприкосновения этих противоположностей, их гармонизации, заключается уникальная стилистическая особенность творчества художника. Он стремится в живописи уловить и отобразить не видимое, но ощущаемое, чувственное, метафизическое. В его произведениях есть действие при отсутствии конкретики, движение в них застывает в полной статике, а персонажи и предметы, утрачивая связь с реальностью, трансформируются в абстрактные формы.

Внешний мир, как неиссякаемый источник образов, сюжетов, персонажей, является основным объектом творческого исследования художника. Изображая знакомые предметы и явления в простых незамысловатых сюжетах, Толепбай стремится отразить их внутреннюю сущность, уловить и передать состояния, которые возникают в процессе постоянного взаимодействия. Но для выражения подобных явлений язык реалистической трактовки неприемлем своей чрезмерной прямотой. И как результат: отсутствие деталей, стилизация, условность, стремление уйти от прямого дословного цитирования окружающей действительности, избегая при этом полного отрыва от нее.

Гипертрофированность цвета – еще одна стилистическая черта живописи Толепбая. Его полотна – цветовые медитации, призывающие проникнуться сложным гармоничным живописным строем. Зритель погружается в неспешную созерцательность и сопереживание. Цветовые акценты, смелые сочетания локальных пятен и фона обеспечивают контрастное объединение драматической напряженности цвета со спокойными нежными тональными переходами. Абстрактная красочная мозаика неожиданно преобразуется в сюжетное повествование. Все направлено на создание иной, параллельной живописной реальности, где цвет обуславливает состояния, ощущения, чувства.

Необычную творческую манеру Ерболата Толепбая западные критики назвали «магический экспрессионизм», где переплетаются эмоциональное состояние художника и жизненные реалии, европейская и азиатская культуры.

Но в слиянии художественных традиций Востока и Запада доминирующую роль в живописи Толепбая играет кочевая культура. Его творчество – взгляд исконного кочевника, творчески осмысливающего и интерпретирующего современное мироустройство. Опора на традиции нации, на истоки мировоззрения казахов соединяется с модернистскими тенденциями в живописи. Атмосфера уюта и гармонии казахской юрты или бескрайних просторов родной степи достигается автором с той же легкостью и непосредственностью, как и внутренний напряженный драматизм сложной конфликтной ситуации или яркий психологизм персонажей. Отображая мимолетные мгновения жизни, художник стремится уловить и передать вечное, непреходящие в своей ценности состояния – любовь, борьба добра и зла, поиск утраченной связи человека с природой и космосом, связь эпох и неизбежность течения времени.
Уходя от прямой трактовки привычных ситуаций и образов, Ерболат наделяет их символическими свойствами и подтекстами. Подол юбки как символ магического таинства, качели и скакалка как символ кратковременной оторванности от земли.

В композиции многих произведений возникает дверной проем юрты, который символизирует переход в иную параллельную реальность. Дверь разделяет живописную композицию на две части, позволяя присутствовать одновременно внутри юрты и за ее пределами. Будучи одномоментно в двух различных пространствах, зритель погружается в состояние постижения символической действительности через образы конкретного физического мира.
Характерной особенностью персонажей художника является их абстрагированность от внешнего мира, абсолютная погруженность в себя, даже если они объединены общим действием. Попытка проникновения в человеческое подсознание, как основного источник наших действий, поступков, мыслей и мотиваций, обуславливает состояние самосозерцательности героев картин Толепбая.

Один из любимых мотивов в творчестве художника – танцующая фигура. Погружение в танец, пластичность вскинутых рук, таинственное кружение, ритмичность расположения танцующих – подобно танцу дервиша, это живописная форма медитации, ухода от реальной действительности, где есть только человек и управляющая его движениями и сознанием музыка. В цветовой трактовке Ерболата Толепбая музыка обретает свое визуальное воплощение.
Ну и конечно, ключевой образ в живописи – женщина в различных ипостасях. Это и наивная девочка, и обаятельная девушка, и взрослая женщина, внутренний мир которых стремится постичь мастер. Она предстает за разными занятиями – работает, собирает урожай, играет с ребенком, беседует с подругой, отдыхает, идет по воду, шьет на машинке, при этом неизменно оставаясь воплощением прекрасного. Девушка, сидящая верхом на верблюде со склонённой головой – лаконичный сакральный знак, зачаровывающий магией и грацией. В полотнах воспевается женщина-мать, основное священное предназначение которой – даровать жизнь с помощью божественной энергии любви. Многие работы пронизаны состоянием ожидания. Образ беременной женщины, люди в пустыне, устремившие с надеждой взгляд вдаль – символическая трактовка предощущения грядущих перемен.

В сюжетах и образах произведений Ерболата Толепбая выражена его собственная авторская интерпретация образов, отличная от других, существующих в современной живописи. Опираясь на великие достижения и открытия в изобразительном искусстве ХХ века, художник стремится достичь и привнести что-то свое, подлинное, глубоко индивидуальное. В живописи автором движет не столько стремление выразить переживания и ощущения, он «жаждет передать свою собственную, добытую путем страстных и мучительных раздумий, мысль об этом мире».

Екатерина Резникова,
кандидат искусствоведения

Смотрите фотографии Ерболата Толепбай

Моменты жизни мастера.

СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТОГРАФИИ ...
Template not found: /templates/Tolepbay-new/addcomments.tpl