С поклонниками таланта на выставке "5 дней"
С поклонниками таланта на выставке "5 дней". Слева направо: Кайрат Абдрахманов,...
Имя мастера хорошо известно не только на родине. Заслуженный деятель искусств Казахстана, действительный член Академии художеств Киргизии, лауреат конкурсов искусства в Москве и Софии Ерболат Толепбай участвовал в выставках 37 стран мира, в том числе во Франции, Италии, Германии, Бельгии, США, Индии, Китае. Вернисаж казахстанского художника Ерболата ТОЛЕПБАЯ в Третьяковке, на Крымском валу, в Москве стал открытием. Что лежит в основе творчества мастера? С этого вопроса начался наш разговор.
- Как ни покажется странным на первый взгляд, в основе становления любого творца, в том числе и художника, лежит подражание. Скажем, для Ван Гога основой стала японская графика, для Матисса - иранская миниатюра. Но при слиянии собственного восприятия жизни с другими мировоззрениями рождается совершенно новая живопись. Многому меня научил брат, художник Токболат Тогизбаев, а подпиткой для меня стала классика от эпохи Возрождения до наших дней. Я попытался воссоединить ее с казахским эпосом, историей, природой, фольклором. Защитил на эту тему докторскую диссертацию по искусствоведению, где показал, насколько европейский классический "багаж" может обогатить казахскую живопись.
- О значимости вашей выставки говорит появление на ее открытии гостей: посла Казахстана в Российской Федерации Таира Мансурова, президента Российской академии художеств РФ Зураба Церетели, известных художников Татьяны Назаренко, Юрия Шишкова и других московских живописцев.
- Со многими из этих мастеров меня связывает давняя дружба. После окончания художественного факультета Алма-Атинского университета имени Абая я приехал в Москву, в Дом творчества художников "Сенеж", где представил на всесоюзной выставке "Молодая гвардия страны Советов" свои картины. Случилось это в 1977 году. Меня отметили и по тогдашней традиции в качестве поощрения оставили "оттачивать кисть" в "Сенеже", на берегу прекрасного озера. Там я учился и вращался среди таких известных личностей, как Татьяна Назаренко, Владимир Брайнин, Александр Ситников, Ольга Булгакова, Александр Петров, Андрей Волков. Старался не отставать от них. Когда возник вопрос: оставаться в Москве или вернуться, то понял, что родной аул меня не отпускает. Только родная земля может помочь художнику в поиске истины.
- И не ошиблись?
- Оказался прав. Родился я в Чимкентской области, в ауле на реке Сайрам-Су. Расположен он среди гор, ущелий, в живописном месте, слывущем в народе второй Швейцарией. Несколько аулов вдоль нашей реки не случайно породили 14 членов Союза художников СССР. И первой своей зрелой работой считаю серию "В ауле". Мне было 19 лет, когда выставил ее на республиканском вернисаже. С этой работы я и начал отсчет.
Когда же вернулся из Москвы, начал вырабатывать свой стиль портретной, пейзажной, образной живописи. Вызревал, расширяя круг интересов.
Надо заметить, не все понимали, что я хотел сказать. Мои устремления не поддержали, в частности, так называемые идеологи соцреализма. И однажды в Алма-Ате обо мне написали огульную статью, где обвинили в пропаганде буржуазной идеологии. После чего как-то ночью мой дом навестили чекисты, потом служба безопасности вызывала на собеседование. Но хотя в то время все боялись "органов", мои злоключения продолжались недолго. Время изменилось, и некоторые "идейные противники" из КГБ даже стали моими поклонниками.
- Как сложилась дальнейшая судьба?
- В 1980-1989 годах Союз художников СССР выделил мне стипендию для учебы в аспирантуре Академии художеств Казахстана. Работал много, по 14-15 часов в день. При всех издержках тогда, при советской власти, нас учили бесплатно, теперь за все надо платить. Законы рынка резко вошли в нашу жизнь, баланс нарушился. Это опасно, когда действует система: ты мне - я тебе. И народ страдает, потому что болезненно меняется отношение друг к другу.
Не готовы мы к рынку. Приведу хотя бы такой факт. На Западе продюсеры "раскручивают" перспективных художников, у казахов же подобного нет и в помине, поэтому многие таланты просто пропадают. После вчерашнего феодализма мы стремимся оседлать капитализм, а это сильный удар для духовной сферы.
- Почему вы стали художником?
- Я долго задавал себе вопрос: для чего нужна живопись? Ведь еще древние египтяне все сказали, зачем повторяться? И нашел ответ, что после религии искусство - та сила, которая в состоянии напоминать современнику, что он - Человек. А вот точно и правильно выбрать поток воздействия, исполнения - задача художника.
- Многие титаны живописи опирались, выражаясь вашими словами, в потоке воздействия на религию. Как вы думаете, почему?
- Я серьезно задумался об этом. И посетил все святые места: Иерусалим, Мекку, Ватикан, Рим, Саудовскую Аравию, Египет, Японию, чтобы понять христианство, иудаизм, исламизм, буддизм. Мне хотелось почувствовать воздействие религии, уяснить: какая из них правдивей? И не нашел противоречий между ними, абстрактное представление Всевышнего - единое у всех верующих. Как художник понимаю религию и не могу отойти от нее. Сам же я - мусульманин, но не раб веры.
- Это отражается в ваших полотнах?
- Все символично. Если говорить, скажем, о картине "Молодость художника", то в ней я изобразил часть казахской истории, крылатых коней, несущихся по небу над влюбленными, способных, по преданиям, перепрыгнуть через несколько армий, меткую стрелу батыра... А в основе вечные истины: любовь, борьба добра и зла. Во многих картинах я пытаюсь отразить свое осмысление жизни, поиски истины. Вот как получается: истина одна, а правда бывает разной. А ведь истина ближе всего к Всевышнему. Если она отсутствует, то коротко и искусство...
На другой картине, получившей Гран-при на Всесоюзной выставке в Манеже в 1981 году, я попытался перекинуть мост между прошлым и будущим. Справа изобразил Рембрандта с женой, взяв за основу его известное полотно, слева - себя с женой. Между нами - распахнутая дверь в солнечный мир, куда выбегает ребенок. Полотно символизирует связь времен, неизбежное течение времени.
Вообще сложно объяснять свои картины. Скажем, "Шелковый путь" - в ней заложены все те же пласты: история, тяжкий путь познания, будущее, вера в святые истины, только иными образами. Или как, скажем, словами описать полотно "Голос звуков"? Его надо видеть, причем каждый может узреть что-то собственное - зов степей, молнию, несущую перемены, саксофониста, которого при желании можно даже услышать...
Я написал книгу "Ана-Шер-Ана". Казахский язык очень образный, перевести название дословно трудно. По-русски звучит примерно так: "Мать-Земля-Мать", но выше и сильнее этого выражения я не встречал. Оно подобно имени Бога. Книга - один из этапов осмысления жизни и творчества вообще, его роли. Может, она станет подспорьем для студентов. Нам, людям, делить по большому счету нечего: планета у нас одна, мы одинаково плачем и смеемся...
- Как вы считаете, насколько изменило наши отношения обретение независимости?
- Может, мое мнение покажется парадоксальным, но, получив независимость, Казахстан и Россия обрели настоящую дружбу. Оборвалась искусственность, объединявшая "старшего" и "младшего" братьев, что сблизило нас. Не надо болезнененно воспринимать независимость, она никого не унижает, а нормализует человеческие отношения, стало меньше поводов для вражды. Я заметил, что в Казахстане за Россию стали переживать, чего раньше не наблюдал.
Неизменным остается одно: каждый художник живет собственным внутренним миром.