С друзьями в доме Сальвадора Дали в Париже
С друзьями в доме Сальвадора Дали в Париже...
Е. Толепбай - участник 60-й международной художественной выставке Венецианская биеннале проходящем в Музее Мореходства Венеции
(Рива С. Бьязио Кастелло, 2148, 30122) с 20 апреля по 24 ноября, 2024. Биеннале проходит в Национальном павильоне Республики Казахстан "Жеруйык - Путешествие за горизонт"
Жеруйык — это земля обетованная из казахских легенд, которая дошла до наших дней через устную традицию и множество поколении. Метафора поиска, устремления, хрупкого знания. Древние сказания о степном философе Асане Кайгы повествуют о его попытках привести кочевой народ в земли, свободные от болезней и голода, где время дарует вечную жизнь.
Слово «кайгы» переводится с казахского как «печаль». В множестве народных пословиц, таких как выражение «впасть в асана кайгы», его имя используют как синоним печали. Печаль, как тонкая вуаль, нависает над памятью о множестве утопий, которые потерпели крах в бескрайней степи, через травматическую встречу с темной стороной модерности: трагическим голод 1930-х годов, кратерами от ядерных испытаний, истощенным Аральским морем и другими шрамами на теле казахской земли. Выставка основана на хронологии ключевых произведений утопических образов казахстанских художников начиная с 1970-х годов («Над белой пустыней» — К. Мулашов), через работы период формирования современного искусства в Казахстане («Байконур-2» С. Маслова) до наших дней включая работы, основанные на искусственном интеллекте («Присутствие» — Лена Позданыкова и Эльдар Таги).
С обретением независимости казахстанское искусство получило новый импульс к переосмыслению и деколонизации будущего, не подчиняясь советской цензуре и одобрениям метрополии. На этой выставке представлена коллекция работ художников, проецирующих свое видение футуристических миров, где встречаются духи и мистические ритуалы («Аластау» — А. Мусрепов), номадическая культура воплощается в космических станциях («Мобильный блок» — С. Нарынов), а визионерская монументальная живопись, открывает порталы, позволяющие заглянуть за горизонт событий («Новое Дитя. Перерождение» — Е. Толепбай). В наше время, с его перманентной турбулентностью, Жеруйык становится путеводной звездой на пути к преодолению кризиса воображения.
Ерболат Толепбай родился в 1955 году в Ленгере, Казахстан, живет и работает в Алматы. Он пишет живопись на протяжении пяти десятилетий, начиная с 1970-х годов, став одним из ключевых художников своего поколения. Его искусство, отмечено персональными выставками в 35 странах мира, включая Государственный музей искусств имени Кастеева, Государственную Третьяковскую галерею, Зал Миро в штаб-квартире ЮНЕСКО вПариже и Кунстлерхаус в Вене. Художник объединяет темы духовности и движение модернизма, этот уникальный подход принес ему международное признание, отмеченное Кавалерским орден искусств и литературы Франции, а также наградами на международных биеннале в Индии и Египте. Его живопись отражает приверженность к проявлению казахской идентичности, размывая границы между абстрактным и фигуративным. Несмотря на цензуру и другие ограничения советской эпохи, искусство Толепбая всегда демонстрировало неустанное стремление к независимости бросая вызов идеологии, которая навязывала канон реалистической живописи.
Новое дитя. Перерождение. 2023-2024 гг. (снято в процессе)
Монументальное полотно Ерболата Толепбая для павильона Казахстана раскрывает образ нового ребенка, возникающего, как видение в гиперпространстве, рождающегося за горизонтом событий. В эпическом произведении художник продолжает повествование, начатое в 1980-х годах, воплощая идею о новом поколении, освобожденном от идеологических конфронтаций. 1986 год стал переломным для Казахстана, отмеченным протестами и противостоянием с советской армией, во время которого Толепбай принимал активное участие в борьбе за независимость Казахстана.
Стремление к новому языку в искусстве и разочарование в идеологии стали заметными темами в искусстве на закате советской эпохи. В этот период стремясь отразить дух времени Толепбай создает живописную серию, с апокалиптическими сюжетами напоминающими руины цивилизации. Транзитное состояние между двумя мирами, материальным и духовным — является одним из основных мотивов в творчестве художника. Такое сакральное восприятие мира уходит корнями в детство художника, в котором его мать была известной целительницей. Толепбай вспоминает, как ежедневно на их пороге выстраивались очереди из страждущих людей. Эти встречи оказали глубокое влияние на творчество и убеждения Толепбая, укрепив его веру в то, что искусство способно исцелять дух.
Подробнее о Венецианском биеннале:
Жеруйык — это земля обетованная из казахских легенд, которая дошла до наших дней через устную традицию и множество поколении. Метафора поиска, устремления, хрупкого знания. Древние сказания о степном философе Асане Кайгы повествуют о его попытках привести кочевой народ в земли, свободные от болезней и голода, где время дарует вечную жизнь.