Каждая творческая личность находит свое вдохновение через любовь.

Каждая творческая личность находит свое вдохновение через любовь. Уважение и преклонение перед матерью, любовь к красоте женщины рождают лучшие произведения поэтов, писателей, художников.

Картина «Первая любовь» Ерболата Толепбая. Влюбленная девушка, танцующая с кружащейся от счастья головой. Под ритм музыки широко раскрыты объятия рук с нежными пальцами. Она готова на весь мир заявить об охватившем ее чувстве первой любви. Основной темой его картин являются женщины. Художник стремится донести до зрителя внутренние чувства женщины и затронуть тайны ее души.

Проводимую в этом году выставку автор посвящает 100-летию своей матери Улдар. Наделенная с юности целительским даром, наряду с исцелением людей она умела выслушивать их печали горести, желания и мечты, давала им добрые советы. С детства впитавший воспитание и уроки уважаемой народом матери художник в своих произведениях испытывает тягу к не столько к внешнему образу, сколько к передаче внутреннего мира персонажей.
Прислушаемся к словам художника: «Когда я рисую, то ощущаю, будто по моим пальцам и кисти течет кровь. Поэтому я мысленно вступаю в внутренний диалог с изображаемыми женщинами, аульными матерями и юными девушками. Они одним своим видом будто подбирают мне краски».

Картина «Степная мадонна». На фоне сине-голубого пространства: мать, хозяйка очага, опора народа, держащая в своих объятиях радость мира. По счастливому материнскому лицу, улыбке ребенка можно прочитать замысел художника.

Думая о будущем мать с ребенком на руках погружена в глубокие мысли… Но она счастлива. Она лелеет на своих руках не только своего ребенка, но и весь окружающий мир.

Внимательно взглянем на его картины. Внимание в них обращено на руки. Открытая ладонь, тонкие пальцы, рукопожатие, объятия и всевозможные другие жесты руки… Ведь человек своими руками творит и добро, и зло. Изображенные художником женские руки не могут совершить зла. Одной рукой жещина качает колыбель, а другой весь мир.

Еще одна особенность. Отрытая настежь дверь. Четко видно все внутри и снаружи юрты. Но в одном случае эти двери напоминают о двух сторонах света, а в другом раскрывают широкую как степное раздолье душу казаха. Возможно, они образно передают путь перехода от старого к новому, к свободе и независимости. Или же, разговор женщин при открытых дверях. Да, тема разговора у них общая, но мысли далеки друг от друга. И каким бы ни был интересным разговор, из головы у них не выходят мысли о других неотложных делах.

Душа женщины загадка. В каждой отдельный мир, и в этом мире есть сокровенная тайна, раскрыть, которую невозможно. Этот таинственный мир влечет художника.

Завораживает умелое использование цвета. Даже в тяжких и мрачных сюжетах преобладают светлые тона. Повтор и обилие красок не умаляют широты охвата пространства, а наоборот расширяют его. Внешний облик и внутреннее состояние героев эстетически переданы легко и красиво, но чтобы понять мысли и чувства художника нужно внимательно всмотреться в картины, ощутить невидимую связь между реальным героем произведения и его ;ивописным образом. Увидеть как они дополняют друг друга и открывают перед зрителем целый мир. Понять, что кисть художника сотворила чудо.

Айнур Бериковна КЕНДЖАКУЛОВА,
Институт литературы и искусства имени М.О.Ауэзова
Младший научный сотрудник отдела Изобразительного искусства

eng. / рус.