Выставка ЕрболатаТолепбая в Национальном музее Астаны в 2017 году – посвящение 100-летию матери художника

Выставка ЕрболатаТолепбая в Национальном музее Астаны в 2017 году – посвящение 100-летию матери художника, который испытывает трепетное отношение к женщине, подарившей жизнь ему и счастье многим людям.

Улдар апа была известным народным лекарем на Юге Казахстана, любимая, уважаемая и почитаемая всеми. Ярким воспоминанием детства художника была толпа пришедших за помощью людей во дворе дома. Проблемы были разные – семейные, личные, связанные с состоянием здоровья. Мама уставала, но не отказывала в помощи никогда. Стол всегда был накрыт, за дастарханом – люди, обычно разные и незнакомые. Мир маленького мальчика складывался под воздействием впечатлений от этих встреч с людьми – знакомыми и незнакомыми, такими разными и такими похожими. И мир этот оказался связан с судьбой человека. Так формировалось восприятие прочувствованной с детства жизни, у которой при изменчивости форм оказалась неизменной суть.

Выбрав путь художника, Ерболат Толепбай ищет визуальное выражение собственного жизненного опыта, где картины, вытекая одна из другой, выстраиваются в цепочку, где каждое звено направлено на постижение многогранности человеческого бытия. Человек в поисках счастья, предстающий как в лучших, так и в низших своих проявлениях, становится главным объектом творческого исследования художника. Его герои могут быть ввергнуты в мир социальных конфликтов, несоответствий и личностных тщетных ожиданий. Или принадлежать миру идеальной душевности и духовности, которыми художник наделяет жизнь в степи. В творчестве Ерболата были разные периоды, поиск и стремление менять пластические формы, но главная идея в выражении квинтэссенции человеческого бытия остается неизменной.

Эти миры получают различные воплощения, стилистические интерпретации. В сложных композиционных построениях персонажи настоящего и прошлого времён существуют на равных, каждому отведено особое пространство жизни. Для выражения экзистенциальных противоречий, неизбежных в человеческом сообществе, художник соединяет противоположные черты. Восток и Запад, традиции и инновации, фигуративность и абстракция, повествовательность и бессюжетность.

Всё это, соприкасаясь по воле художника на плоскости одного холста, создаёт огромное поле ассоциаций, взывающих к воображению зрителя.

Опора на национальную традицию в творчестве Толепбая соединяется с модернистскими установками. В абстрактных полотнах художника цвет становится аналогом эмоций и чувств. Красочная мозаика обладает способностью трансформироваться в повествование. Драматизм сложной конфликтной ситуации выражается художником с той же лёгкостью, как и атмосфера уюта и гармонии домашнего очага или бескрайних просторов фантастических по красоте казахских ландшафтов – степь и холмы в неразрывной цельности.

В случае, когда пробуждаются воспоминания детства, активизируются мысли о степной жизни, художник устремляется к живописному минимализму. Балансирование на тонкой грани между реальностью и метафизикой уводит от конкретики, от необходимости “дословно” цитировать приметы действительности. И тогда появляется поэзия стилизации: исчезают избыточные детали, фигурам остаются очертания, цвета одежд и остановленное движение, миру – чреватая далью красочная поверхность. Сочетания ярких локальных пятен с нежными тональными переходами дают возможность обозначить простоту явления и нюансы душевного состояния. Происходит смещение от увиденного к чувствуемому. Уход от прямой трактовки жизненных ситуаций наделяет их символическими свойствами и подтекстами. И тогда такие простые вещи как, например, качели или скакалка, позволяющие на мгновение «оторваться» от земли, могут стать символом свободного полёта.

Во многих композициях возникает дверной проём юрты – символический портал в иную реальность. Дверь разделяет живописную композицию на две части, позволяя присутствовать одновременно внутри юрты и за её пределами. Будучи одномоментно в двух различных пространствах, зритель постигает символические смыслы через образы физического мира. Характерной особенностью персонажей художника является их абсолютная погруженность в себя, даже если они объединены общим действием. Один из любимых мотивов в творчестве художника – танцующий дервиш. Погружение в танец, пластичность вскинутых рук, мистическое кружение. Живописная форма медитации, ухода от реальности в мир, где есть только управляющая движениями и сознанием музыка, выраженная в цвете.

Ключевой образ – предстающая в различных ипостасях женщина. Это и наивная девочка, и обаятельная девушка, и взрослая женщина. У неё всегда есть дела: она работает, собирает урожай, играет с ребёнком, беседует с подругой, отдыхает, идёт по воду, шьёт. Чем бы она ни занималась, она всегда прекрасна. Девушка со склонённой головой на верблюде очаровывает красотой и грацией. Беременная в состоянии священного ожидания и целый мир внутри неё. Женщина-мать, подарившая жизнь благодаря божественной энергией любви.

Незадолго до ухода из жизни матери в возрасте 85 лет, Ерболат спросил ее: «Мама, твоя жизнь была долгой?». Улдар апа ответила: «Балам, моя жизнь прошла всего как пять дней. В первый день помню себя девчонкой. Второй день, когда выходила замуж. Третий день, когда родила. В мой четвертый день появился на свет первый внук. И мой пятый день сейчас, когда разговариваю с тобой».

Екатерина РЕЗНИКОВА,
кандидат искусствоведения

eng. / рус.