Награда "Почетный гражданин города Алматы"
На площади имени Абая перед Дворцом Республики во время празднования Дня города аким...
15 декабря 2010 года в Иерусалимском музее Менахема Бегина открылась выставка работ известного казахского художника Ерболата Толепбая.
Модильяниевский профиль женских лиц, нежные краски Востока, легкие импрессионистские мазки - таков стиль мастера, признанного не только на своей родине, но и далеко за ее пределами. Картины Толепбая выставлялись в московской Третьяковке, в лондонской «Арндеан», трижды - в Париже, где он был удостоен почетного звания кавалера ордена искусств и литературы Франции. Ну а кроме того, у нашего гостя - целый ряд других престижнейших наград: бронзовая медаль на Всемирной биеннале художников в Каире, премия Международного альянса имени Сальвадора Дали, чешская Серебряная медаль имени Масарыка, высшая награда EUROUNION в области искусств.
Ерболат Толепбай впервые знакомит со своим творчеством израильских любителей живописи. «Я всегда мечтал, - говорит он, - побывать на Святой Земле, вдохнуть воздух Иерусалима, получить от него новый заряд творчества. Я не ошибся в своих мечтаниях - здесь такая аура, которая не может не вдохновить художника».
Выставка в Иерусалиме организована при поддержке посольства Казахстана в Израиле и приурочена к знаменательным датам этой республики - Дню Независимости и 15-летию Конституции. Экспозиция - одно из многочисленных мероприятий, организованных в уходящем году казахстанским посольством и подчеркивающих укрепление экономических и культурных связей между нашей страной и страной умеренного ислама, каковым является Казахстан.
От работ Толепбая исходит какая-то волшебная магическая сила. Удивительное сочетание вполне западного, сложившегося мастерства и тонкого восточного колорита. Ерболат и сам уточняет, что соединяет в своем творчестве Европу и Азию: признавая главными своими учителями двух больших русских художников - Казимира Малевича и Виктора Калинина, он не теряет при этом связи с родной землей, с национальными традициями своего народа.
- Я вырос в ауле, на границе необъятной степи и высоких гор. Они стали для меня как бы символом двух континентов, двух миров - Европы и Азии, и этим детским ощущением я живу по сей день. Что же касается стиля… Я никогда не был приверженцем так называемого социалистического реализма. Моя мама была из богатой семьи баев, но когда на Восток пришла Советская власть, ее родителей - моих бабушку и дедушку - убили на ее глазах. Так что теплых чувств к этой власти моя семья не испытывала. За что я ей все-таки благодарен - за то, что она дала мне образование. Огромное влияние оказала и оказывает на меня русская живопись девятнадцатого и двадцатого веков. Я считаю, мир еще не до конца оценил ее.
- В самом начале своего творчества, - продолжает художник, - когда я понял, что хочу быть только художником и более никем, я решил, что героями моих работ станут простые люди…
Да, с полотен Ерболата Толепбая на нас смотрят простые, обычные люди. Женщина, несущая на коромысле родниковую воду. Будущая мама, ожидающая ребенка. Пастухи, сидящие на верблюдах. Гармонист… Кажется, ничего особенного - ни захватывающего действа, ни бьющих в глаза ярких красок. Но каким удивительным покоем веет от этих незамысловатых, проникнутых глубоким лиризмом сюжетов... С необыкновенной любовью автор знакомит нас с окружающими его людьми, и мы, завороженные его искренностью и простотой, невольно начинаем разделять этот тихий восторг. Условность стилизованных, отдаленных от реальности форм человеческих тел, специальное невнимание к мелким деталям обстановки, приближенность к абстрактному пластическому языку художник сочетает с точной передачей чувственной красоты реального мира.
Естественно, что в палитре Толепбая преобладают восточные тона, передающие всю красоту окружающей природы - синеву бездонного неба, желто-коричневую даль степей, буйную зелень далеких гор. Но вот он живописует горячий восточный танец, или прыжок разгоряченной лошади - и в полотно вонзаются яркие желтые и красные пятна, и все сливается в калейдоскопе неудержимого движения…
Впервые Ерболат выставил свои работы в девятнадцать лет, будучи студентом графического факультета Алма-Атинского университета. Его дебют не остался незамеченным: молодой талант получает возможность работать на подмосковной творческой базе Союза художников СССР «Сенеж». Здесь он познакомился с такими же молодыми, а ныне известными во всем мире российскими художниками Татьяной Назаренко, Владимиром Брайнином, Александром Ситниковым, Андреем Волковым. Ерболат считает, что художником его сделали именно годы учебы в Москве, где он десять лет был стипендиатом Союза художников СССР, аспирантом Российской академии художеств. С тех пор работы Толепбая постоянно занимают места на международных выставках. Они экспонировались более чем в 35 странах мира.
Был у него и период активной общественной работы, он стал даже депутатом Верховного Совета и ему прочили блестящую чиновную карьеру. Но в какой-то момент он сказал себе: стоп, указом можно назначить министра, но указом не назначить Толепбая художником. Как и не снять его с этой должности. Стараясь «осознать подсознательное», Ерболат Толепбай опирается на традиции нации, на истоки мировоззрения казахов, которое испокон веков покоилось на полном доверии к интуиции, подсознанию.
- Я много размышлял по поводу фигуративного и нефигуративного искусства, - делится он, - много думал о том смысле, о той идее, которую мы, художники, стараемся вложить в свои картины, чего добиваемся посредством форм, линий и красок в своих полотнах. Уповая на природу, на человека, мы все в первую очередь ищем в живописи не просто возможность передать чувства или ощущения, но, прежде всего, жаждем передать свою собственную, добытую путем страстных и мучительных раздумий, мысль об этом мире. Здесь я полностью присоединяюсь к Модильяни, который как-то сказал: «Мы строим новый мир посредством форм и красок, но лишь мысль - бог этого нового мира».
Яков Зубарев
http://tarbut.zahav.ru/cellcom/art/article.php?view=962